Яндекс.Метрика
Рейтинг сайтов
MultimediaBox
Главная Теоретические материалы Орфография. Орфограмма.

 

Орфография – раздел науки о языке, изучающий правильное написание слов.

Орфограмма – это такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу. Орфограммой может быть буква, дефис, пробел (раздельное написание).

В школе изучается 70 видов орфограмм и соответствующих им орфографических правил. Их можно объединить в группы по разным общим свойствам. Например:

1) Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением

2) Безударные гласные в корне слова, непроверяемые ударением

3) Чередование гласных в корнях

4) О – Ё после шипящих в корне слова

5) Ы – И после Ц в корнях слов

6) Проверяемые согласные в корнях слов

7) Непроверяемые согласные в корнях слов

8) Удвоенные согласные в корнях слов

9) Непроизносимые согласные в корнях слов

10) Разделительные Ъ и Ь

11) Гласные в приставках

12) О-А в приставках раз-(рас-) – роз- (рос-)

13) Приставки на З-С

14) Е-И в приставках пре- - при-

15) Гласные (не после шипящих) в суффиксах существительных, прилагательных, глаголов и причастий

16) Согласные (кроме Н) в суффиксах существительных и прилагательных

17) Н и НН в суффиксах

18) Гласные Е и И в окончаниях слов

19) Употребление Ь

20) Правописание НЕ и НИ

21) Слитное, раздельное и дефисное написание слов

Чтобы узнать орфограмму, нужно выполнить ряд общих требований: если это буква или дефис, видеть в какой части слова (морфеме) она расположена и какой частью речи является анализируемое слово.

Именно эти умения проверяются в заданиях типа:

Укажите неверное объяснение написания слова.

1) неизмеННый – в суффиксе –ЕНН- отглагольного прилагательного с приставкой пишется НН

2) экзамены кончАтся – в окончании глагола II спряжения пишется А

3) сооружЁн – в суффиксе причастия после шипящего пишется Ё

4) диагнОз – безударная гласная корня проверяется словом диагнОстика

При выполнении данного типа задания не стоит в памяти выискивать все 75 правил, изученных в школе. Достаточно умения читать и анализировать. Прежде всего внимательно читаем задание. Обращаем внимание на выделенное слово неверное. Делаем вывод, что только в одной позиции что-то в описании должно не совпадать с информацией, заложенной в анализируемом слове.

Далее рассматриваем каждую позицию:

1) неизмеННый – НН в суффиксе – ЕНН? Нет. Здесь корень –МЕН- и суффикс –Н-. Оставляем эту позицию как вариант ответа. Рассматриваем вторую.

2) экзамены кончАтся: -А- в окончании? – Да. – Глагола? – Да. – II спряжения? – Кончить. Да. – Написано –А-? – Да. Вывод: правая и левая часть соответствуют друг другу. Как вариант ответа, не годится. Переходим к третьей позиции.

3) сооружЁн: - Ё в суффиксе? – Да. – Причастия? – Да. – После шипящего? – Да. – Буква Ё? – Да. Данная позиция тоже не может быть ответом за заданный вопрос. Рассматриваем последнюю.

4) диагнОз: -О – безударная гласная? – Да. – В корне? –Да. – Можно проверить словом диагнОстика? – Да. И эта позиция, как вариант ответа на задание, отпала. У нас найден только один ответ под № 1. При этом мы не вспоминали сами правила и не беспокоились, что что-то забыли. А вот абсолютные умения требуются при определении частей речи, частей слова (морфем) и знание отдельных морфологических признаков (спряжение глаголов, склонение существительных, виды причастий, виды глаголов и т.д.).

Теперь, я думаю, вы без труда выполните практические работы по этой теме.

 

Поздравляю вас!


Нажми на изображение